Историко-мемориальный центр-музей И.А.Гончарова

(филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А.Гончарова)

Россия, Ульяновск, ул.Ленина, д. 134/20
Тел.: +7(8422) 27-86-47,27-86-45
e-mail: goncharov-i-a@mail.ru

Часы работы: 10.00-18.00.
Выходные - воскресенье, понедельник.

Экспозиции

 

Вводный зал

Подробнее>>

Кабинет отца

Подробнее>>

Кабинет крестного отца писателя

Подробнее>>

Дворянская гостиная

Подробнее>>

Комната матери писателя

Подробнее>>

Детская комната

Подробнее>>

Учеба И.А.Гончарова в Симбирске и Москве

Подробнее>>

Служба И.А.Гончарова в Симбирске

Подробнее>>

Начало литературной деятельности

Подробнее>>

Фрегат "Паллада"

Подробнее>>

Обломов

Подробнее>>

Обрыв

Подробнее>>

Последние годы жизни И.А.Гончарова

Подробнее>>

Увековечение памяти И.А.Гончарова в Симбирске-Ульяновске

Подробнее>>

Музей Обломова

Подробнее>>

Герои И.А.Гончарова в современном мире

Подробнее>>

Музей История симбирских городских часов

Подробнее>>

Музей Купеческий подвал

Подробнее>>

 

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И. А. ГОНЧАРОВА. «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


Этот зал открывает литературно-мемориальную часть музейной экспозиции, рассказывающую о петербургских годах жизни И. А. Гончарова и разместившуюся в пристрое, сделанном к дому Гончаровых купцами Юргенсами в к. XIX – нач. ХХ вв. Здесь воссоздана атмосфера первых лет жизни Гончарова в Петербурге (1830 – 1840-е гг.)
В начале мая 1835 года И. А. Гончаров прибыл в столицу. Вскоре он поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. В экспозиции представлен стол чиновника, сохранившийся со времён Гончарова в здании Главного штаба, где размещался Департамент. Демонстрируются изображения мундиров чиновников Департамента внешней торговли Министерства финансов, документы, проходившие через руки Гончарова, портреты царя Николая I и сослуживцев И. А. Гончарова.
В Петербурге Гончаров стал участником общественно-литературной жизни России 30 –40-х гг. XIX века. Ведущую роль в этом направлении играл В. Г. Белинский и возглавляемый им кружок писателей и публицистов. В типологическом уголке «Книжная лавка» представлены бюст В. Г. Белинского, портреты членов его кружка и произведения писателей этого времени.
Всё свободное от службы время Гончаров отдал литературе – много читал, переводил, писал сам. Он – завсегдатай в доме Майковых, знаменитом своим литературно-художественным салоном. В условном интерьере литературного салона представлены портреты членов семьи Майковых работы Николая Аполлоновича Майкова, рукописные журналы, на страницах которых мы находим первые гончаровские произведения – стихотворения, повесть «Счастливая ошибка» (1839 г.) – также иллюстрации к повестям И. А. Гончарова «Счастливая ошибка» и «Лихая болесть» (1838 г.).
Комплекс материалов рассказывает о ранних литературных опытах И. А. Гончарова: очерк «Иван Савич Поджабрин» («Современник». № 1. 1848 г.), «Письма столичного друга к провинциальному жениху» («Современник». № 12. 1848 г.), «Пепиньерка», написанная в декабре 1842  года и опубликованная только в конце ХХ века.
В 1847 году выходит в свет первое крупное прозаическое произведение Ивана Александровича – «Обыкновенная история», повествующая о жизненном пути Александра Адуева. В экспозиции представлены первое издание романа, портрет И. А. Гончарова кисти художника К. А. Горбунова, созданный в год публикации «Обыкновенной истории». Проблемы и образы романа раскрываются через иллюстрации В. А. Табурина 1898 года.
Роман Гончарова вызвал положительные отклики у читателей и литературной критики. Сам автор указал на то, что в молодом провинциале Адуеве, попадающем в столицу, имел в виду и себя, и многих подобных ему. Современник писателя, журналист А. В. Старчевский, полагал, что прототипом Адуева-старшего был Владимир Андреевич Солоницын, вместе с Гончаровым посещавший салон Майковых, и отчасти – Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, литератор и экономист, тоже принадлежавший к кружку Майковых. Их портреты представлены в экспозиции.
После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров задумывает новый роман –  «Обломов». В марте 1849 года в «Литературном сборнике с иллюстрациями» вышел в свет «Сон Обломова» – глава, которую Гончаров сам называл «увертюрой всего романа». Первое издание «Сна Обломова» и критика на публикацию демонстрируются в зале.
Летом 1849 года, работая над «Обломовым», Гончаров берёт четырёхмесячный отпуск и после 14-летнего отсутствия едет в Симбирск. В экспозиции, посвящённой приезду И. А. Гончарова на родину, представлены портреты брата писателя Николая Александровича Гончарова и сестры Александры Александровны Кирмаловой. Уникальными экспонатами зала являются статуэтки-карикатуры на И. А. Гончарова и Ф. В. Булгарина, подаренные писателем сестре Александре – работы художника Н. Степанова. В небольших раскрашенных статуэтках из папье-маше автор передал выражения лиц и характерных поз и жестов своих «моделей».

  «Обломов» за время симбирского отпуска продвинулся мало. И вместе с тем, в письме к А. А. Краевскому из Симбирска Гончаров отметил: «Моя поездка и все приобретённые в ней впечатления дали мне много материала на другой рассказ...». Речь идёт о третьем, самом крупном и самом сложном гончаровском романе – романе «Обрыв». По местному преданию, замысел его возник у писателя на волжском обрыве в имении симбирских дворян Киндяковых, владельцев деревни Винновка. В экспозиции представлены копия картины художника А. Иванова «Вид с. Винновки на Волге в Симбирской губернии» и копии портретов Льва Васильевича и Анны Владиславовны Киндяковых (оригиналы хранятся в фондах Ульяновского областного художественного музея).

 

Общие виды зала

 

Культурно-просветительская деятельность музея

Обломовские фестивали

Сайт "Гончаров и Симбирск" на английском языке

Сайт "Гончаров и родной край"

 

Разработка сайта

Все права защищены (с) 2009, Ульяновский областной краеведческий музей
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения руководителя музея.