В Ульяновске прошел Межрегиональный семинар «Инклюзивные практики в ПФО. Проблемы, достижения, задачи»

19 декабря на базе Инклюзивной творческой лаборатории Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова в Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова в очно-дистанционном формате прошел межрегиональный семинар «Инклюзивные практики в ПФО. Проблемы, достижения, задачи».

Мероприятие объединило специалистов учреждений культуры, образования, социальной защиты, некоммерческих организаций, работающих в сфере социокультурной реабилитации и абилитации людей с инвалидностью; в нем приняло участие 85 человек из 9 регионов России: Ульяновской, Нижегородской, Пензенской областей, Республик Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Мордовия, Башкортостан, Пермского края.

Выступая с приветственным словом, заместитель Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Алена Корчагина отметила, что в настоящее время по всей стране большое внимание уделяется инклюзивным практикам и Ульяновский регион – не исключение.

«В Ульяновской области на протяжении многих лет реализуются проекты, предусматривающие вовлечение в творческую деятельность людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Это проект «Оживший музей», инклюзивная музейная мультстудия «Хочу и буду», проект «Экосистема» и лаборатория «Симбирские ткачи», проводятся стационарные занятия, адаптированные экскурсии, мастер-классы. Сегодня у всех участников есть возможность поделиться своим опытом, обозначить общие проблемы и найти пути их дальнейшего решения», — подчеркнула Алена Корчагина.

«В 2022 году в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова была создана Инклюзивная творческая лаборатория (ИТЛ). Это единственная Лаборатория среди музеев Приволжского федерального округа. В числе решаемых ею задач — разработка и реализация программ, направленных на социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья, консолидация усилий учреждений, работающих с этой категорией граждан, сбор лучших практик и их трансляция негосударственным музеям региона», — отметила директор Ульяновского областного краеведческого музея Юлия Володина.

Выступающие в своих докладах представили социокультурные проекты для людей с нарушениями здоровья по различным нозологическим группам, рассказали о программах наставничества, психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, формах взаимодействия с социальными, медицинскими учреждениями и реабилитационными центрами.

Директор школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 23 Ирина Дейкова рассказала о создании специальных условий для детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательных учреждениях региона.

Председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) по Ульяновской области, куратор развития деятельности ВОРДИ по Приволжскому Федеральному округу Светлана Верюгина познакомила с направлениями деятельности организации на территории ПФО, мерах поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; особое внимание Светлана Владимировна уделила развитию творческих способностей людей с инвалидностью, их профессиональной подготовке и интеграции в общество.

Своим опытом поделились Виктория Емельянова, экскурсовод Республиканского музея изобразительных искусств, о реализации проекта «Искусство без границ»; Дарья Шундрова, специалист по научно-просветительской деятельности Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, о проекте «Литературный квартал» – совместный проект Пензенского литературного музея и АНО «Квартал Луи», и другие участники.

Директор ульяновского Детско-юношеского центра «Планета» Елена Стеклова рассказала о сотрудничестве с Краеведческим музеем: «Наши ребята с ментальными нарушениями, с расстройством аутистического спектра посещают занятия в мультипликационной студии «Хочу и буду» и создают мультфильмы.  Благодаря взаимодействию с музеем, наши воспитанники и педагоги имеют возможность обмена опытом, спектр услуг становится шире, и дети включаются в творческий процесс по разным направлениям. Творчество благотворно влияет на развитие ребенка. Это помогает и в социально-культурной реабилитации детей».

По итогам межрегионального семинара его участниками было принято решение создать общий телеграм-канал для оперативного обмена информацией о проводимых методических и социокультурных мероприятиях в сфере инклюзии.

Познакомиться с докладами можно в электронном сборнике семинара, который будет опубликован на официальном сайте Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова.

2023-12-11 Инклюзивные практики в ПФО. Сборник статей